357500 РОССИЯ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, Г. ПЯТИГОРСК, УЛ. КОМАРОВА 7 | +7(8793) 39-63-08 | e-mail:skud-pyatigorsk@yandex.ru

Открытие традиционной осенней выставки художников Кавказских Минеральных Вод

Важным собы­ти­ем в жизни города Пяти­гор­ска явилось откры­тие тра­ди­ци­он­ной осенней выстав­ки худож­ни­ков Кав­каз­ских Мине­раль­ных Вод, членов Союза худож­ни­ков России. Зна­ме­на­тель­но, что экс­по­зи­ция рас­по­ло­же­на в стенах кра­е­во­го училища дизайна. Участ­ни­ков и гостей этого меро­при­я­тия поздра­ви­ли Депутат думы Город­ско­го совета Похиль­ко Людмила Васи­льев­на, пред­се­да­тель Кис­ло­вод­ско­го отде­ле­ния СХ России Сипович Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич. Открыл меро­при­я­тие пред­се­да­тель Пяти­гор­ско­го отде­ле­ния СХ России, про­фес­сор, народ­ный худож­ник России, член–корреспондент рос­сий­ской Ака­де­мии худо­жеств, дирек­тор Став­ро­поль­ско­го кра­е­во­го училища дизайна Валерий Нико­ла­е­вич Арзу­ма­нов. Высту­па­ю­щие отме­ти­ли важ­ность и тор­же­ствен­ность момента, жан­ро­вое и сти­ле­вое раз­но­об­ра­зие выстав­ки, интерес к ней молодёжи.

Валерий Нико­ла­е­вич обратил вни­ма­ние, что выстав­ка откры­лась в канун юби­лей­ной даты. Именно на КМВ, в 1938 году, в Пяти­гор­ске, бывшем в те годы сто­ли­цей края, было создано отде­ле­ние Союза совет­ских худож­ни­ков под пред­се­да­тель­ством И.Ф.Горбунова. У истоков твор­че­ско­го объ­еди­не­ния стояли народ­ный худож­ник России К.Г.Казанчан, заслу­жен­ный худож­ник России JI. Ф. Попан­до­пу­ло, В.А.Леонтович, Е.Н.Рукавишников, и другие, оста­вив­шие свой след в искусстве.

Про­дол­же­ни­ем тра­ди­ций явля­ет­ся открыв­ша­я­ся выстав­ка, костяк которой состав­ля­ют худож­ни­ки Кис­ло­вод­ска и Пяти­гор­ска. В насто­я­щее время на Кав­мин­во­дах около ста члена Союза худож­ни­ков, многие из которых явля­ют­ся зна­ко­вы­ми фигу­ра­ми изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства Юга России. В их рядах член-кор­ре­спон­дент Рос­сий­ской Ака­де­мии худо­жеств, народ­ные и заслу­жен­ные худож­ни­ки России, мастера, награж­дён­ные пре­ми­я­ми губер­на­то­ра, меда­ля­ми и гра­мо­та­ми. Бла­го­при­ят­ным фак­то­ром для Кав­каз­ских Мине­раль­ных Вод явля­ет­ся то, что за послед­ние 3 года около 10 молодых худож­ни­ков попол­ни­ли ряды членов Союза худож­ни­ков Росси. Это говорит о сильных тра­ди­ци­ях в искус­стве региона и пре­ем­ствен­но­сти поколений.

Выстав­ка при­вле­ка­ет вни­ма­ние большим раз­но­об­ра­зи­ем тема­ти­че­ских и сти­ле­вых решений, поиском инди­ви­ду­аль­но­го само­вы­ра­же­ния и пере­осмыс­ле­ни­ем клас­си­че­ских образцов.

Живо­пис­цы задали основ­ной тон экс­по­зи­ции, опре­де­лив важные задачи отра­же­ния окру­жа­ю­ще­го мира. Тра­ди­ци­он­но лиди­ру­ет пейзаж. Заслу­жен­ные худож­ни­ки Б.В. и А.В. Бол­ды­ре­вы, лау­ре­а­ты губер­на­тор­ской премии В.Н.Рукавков и В.Ф.Комаров, В.Г.Поленов, и многие другие обра­ща­ют­ся к этому жанру, пред­став­ляя своё видение окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти, внося непо­вто­ри­мый оттенок в каждое про­из­ве­де­ние. Худож­ни­ков при­вле­ка­ют разные образы родной природы – вели­че­ствен­ные ланд­шаф­ты Кавказа, выра­зи­тель­ная природа Кав­каз­ских Мине­раль­ных Вод, средней полосы России.

Осо­бен­но­стью данной выстав­ки явля­ет­ся интерес многих участ­ни­ков к порт­ре­ту, доволь­но слож­но­му жанру в пси­хо­ло­ги­че­ском плане, тре­бу­ю­ще­му от худож­ни­ка умения про­чув­ство­вать свою модель, пере­дать лич­ност­ное отно­ше­ние к натуре. И это в доста­точ­ной мере удалось Народ­но­му худож­ни­ку В.Н.Арзуманову в порт­ре­тах его сорат­ни­ков А.Н.Гайдина и В.Ф.Комарова. Раз­но­об­раз­ные образы и харак­те­ры: энер­гич­ные и про­ник­но­вен­ные, дерзкие и лири­че­ские, создают в своих полот­нах Е.К.Горин, Л.Н.Ошкина, Р. Филёва.

Видеть красоту в простых вещах – осо­бен­ность твор­че­ских людей, которая про­сле­жи­ва­ет­ся в реа­ли­стич­ных и деко­ра­тив­ных натюр­мор­тах Д.Х.Поландова, Ю.Ф.Хрипунова и других худож­ни­ков. Не всегда можно чётко опре­де­лить жан­ро­вую при­над­леж­ность отдель­ных про­из­ве­де­ний, сюжет­ная линия которых сложна и неод­но­знач­на. Ори­ги­на­лен триптих молодой худож­ни­цы В. Теп­лин­ской, в котором соче­та­ют­ся эле­мен­ты антич­ной клас­си­ки с русским анту­ра­жем. Про­из­ве­де­ния заслу­жен­но­го худож­ни­ка России А.А.Яковлева всегда отли­ча­ют­ся лако­нич­но­стью и сим­во­лиз­мом. При­вле­ка­ют сюжет­ные ком­по­зи­ции А.Б.Елдышева. Полны душев­но­го трепета образы Т.М.Сипович.

Худож­ни­ки-графики вносят в экс­по­зи­цию неко­то­рую стро­гость и орга­ни­зо­ван­ность, ста­ра­ясь исполь­зо­вать все воз­мож­но­сти мате­ри­а­лов: каран­даш, тушь, аква­рель, пастель в рисунке, разные техники гравюры (кси­ло­гра­фия, линогравюра).

В основ­ном чёрно-белая техника поз­во­ля­ет создать выра­зи­тель­ные образы лако­нич­но и убе­ди­тель­но. Уве­рен­ный, чёткий штрих, выра­зи­тель­ность пятна, про­ду­ман­ность ком­по­зи­ци­он­но­го постро­е­ния и сюжет­ной линии отли­ча­ют неболь­шие гравюры заслу­жен­но­го худож­ни­ка России А.Н.Гайдина. Цвет в неко­то­рых про­из­ве­де­ни­ях гра­фи­ков также играет важную роль, созда­вая про­зрач­ные и воз­душ­ные ком­по­зи­ции, иногда почти абстракт­ные. Инте­рес­ны гравюры и аква­рель В.З.Глодова, пастели Л.Б.Болдырева, аква­ре­ли А.Н. Рязан­це­вой, рисунки Л.Н.Ошкиной.

К сожа­ле­нию, скульп­ту­ра и деко­ра­тив­но-при­клад­ное искус­ство пред­став­ле­но не в таком объёме как живо­пись и графика. Однако мелкая пла­сти­ка Р.Э.Арутюнова и Г.В.Кусова, выпол­нен­ная в дереве, пере­да­ёт особый наци­о­наль­ный колорит образов, создаёт шут­ли­вые, выра­зи­тель­ные харак­те­ры, при­вле­ка­ю­щие своей жизненностью.

Мастера меда­льер­но­го искус­ства В.Ф. и Л.Т. Телес­ниц­кие всегда тща­тель­но про­ду­мы­ва­ют ком­по­зи­ции своих про­из­ве­де­ний, следуя клас­си­че­ским тра­ди­ци­ям, но исполь­зуя их в совре­мен­ном ключе.

Мастера деко­ра­тив­но-при­клад­но­го искус­ства А,Х‑И и М.А.Узденовы в вой­лоч­ном ковре исполь­зу­ют наци­о­наль­ные тра­ди­ции в декоре и технике испол­не­ния. Мифо­ло­ги­че­ские ком­по­зи­ции Т.М. и В.К.Сиповичей, выпол­нен­ные в технике эмали, про­ду­ма­ны в пла­сти­че­ском и цве­то­вом решении, исполь­зо­ва­ние языка при­ми­ти­виз­ма придаёт ком­по­зи­ци­ям особую выразительность.

Выстав­ка про­из­во­дит бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние. Зри­те­лей не оставят рав­но­душ­ны­ми худо­же­ствен­ные поиски авторов, раз­но­об­ра­зие сюжет­ной линии, твор­че­ская заин­те­ре­со­ван­ность и любовь к искус­ству. Впереди ещё много важных событий, среди которых зональ­ная выстав­ка худож­ни­ков юга России. И столица Северо-Кав­каз­ско­го региона — город Пяти­горск — мог бы взять на себя орга­ни­за­цию этого меро­при­я­тия реги­о­наль­но­го значения.

Роль выстав­ки трудно пере­оце­нить, осо­бен­но для моло­до­го поко­ле­ния. Сту­ден­ты с удо­воль­стви­ем не только посмот­ре­ли работы, но и пооб­ща­лись с участ­ни­ка­ми вер­ни­са­жа. Особый интерес вызвали про­из­ве­де­ния пре­по­да­ва­те­лей и выпуск­ни­ков училища. Это общение сти­му­ли­ру­ет твор­че­ский потен­ци­ал уча­щих­ся и спо­соб­ству­ет про­яв­ле­нию инте­ре­са к изоб­ра­зи­тель­но­му искусству.

При­гла­ша­ем вас посе­тить выстав­ку по адресу: г. Пяти­горск, улица Кома­ро­ва, 7

Ирина Рыбнова, искус­ство­вед, член Союза худож­ни­ков России

357500 Россия, Ставропольский край,
г. Пятигорск, ул. Комарова, д. 7

  • +7 (8793) 39−63−08
  • +7 (8793) 97−50−61
  • График и режим работы:
  • Администрация:
  • Понедельник-пятница с 9–00 до 18–00
  • Перерыв с 13–00 до 14–00

    Выходные дни: суббота, воскресенье
  • Учебный процесс:
  • Понедельник-суббота с 9–00 до 18–30
  • Выходной день: воскресенье
-->